Паспорт образовательной программы (ОП) |
Миссия ОП: Формирование компетенции и личностных качеств конкурентноспособных, творчески и инновационно мыслящих, умеющих реализовать свои знания и навыки врачей-физической медицины и реабилитации нового поколения |
Цель ОП: формирование профессиональных компетенций врача медицинского реабилитолога, способного оказать квалиифцированную медицинскую помощь на госпитальном, амбулаторно-поликлиническом и санаторном этапах пациентам и инвалидам для достижения ими максимально возможной физической полноценности |
Результаты обучения: РО1 Применять навыки планирования и проведения клинического, лабораторно-инструментальных обследований пациентам в зависимости от нозологии; применять навыки реабилитации пациентов РО2 Интерпретировать данные клинических, лабораторно-инструментальных исследований применительно к конкретной клинической ситуации. РО3 Проводить дифференциальную диагностику и формулировать реабилитационный диагноз в соответствии с современными классификациями РО4 Осуществлять медицинскую реабилитацию пациентам в зависимости от нозологии, степени тяжести состояния пациента и нарушений БСФ на основе МКФ по шкале реабилитационной маршрутизации и выбрать безопасные и эффективные методы восстановительного лечения и реабилитации, основанные на принципах доказательной медицины с учетом потенциальных рисков и имеющихся у пациента коморбидностей РО5 Оценивать эффективность восстановительного лечения и медицинской реабилитации, прогнозировать исход заболевания и его осложнений, строить маршрут реабилитации, проводить профилактические мероприятия РО6 Оформлять и вести медицинскую учетно-отчетную документацию, проводить экспертизу качества оказания медицинской помощи ON7 Действовать в рамках правового и организационного поля системы здравоохранения Республики Казахстан РО8 Эффективновзаимодействовать с пациентами, его окружением, коллегами РО9 Обсуждать и согласовывать действия в составе межпрофессиональных команд, выражать и защищать свои варианты дальнейшего улучшения результатов. РО10 Формулировать исследовательские вопросы, анализировать полученные научные данные, обобщать их, делать выводы и применять результаты в своей клинической практике РО11 Эффективно использовать международные базы данных в повседневной деятельности, участвовать в конференциях и других формах непрерывного профессионального развития |
Объем кредитов: 140 кредитов |
Присуждаемая квалификация: врач-физической медицины и реабилитации |
Аккредитация ОП: https://enic-kazakhstan.edu.kz/ru/accreditation/akkreditovannye-programmy-rezidentury-1 |
В резидентуру принимаются лица, имеющие документ, указывающий квалификацию «врача» |
Наименование дисциплины обязательного компонента |
Краткое описание дисциплины |
Физиотерапия |
Дисциплина формирует знания общих основ физиотерапии, классификации лечебных физических факторов, сущности методов физиотерапии, их физической и биофизической характеристики, физиологического и лечебного действия. Формирует навыки определения показаний и противопоказаний к назначению физиотерапии при заболеваниях и травмах. Осваивает навыки проведения современных методов при заболеваниях сердечно-сосудистой; при заболеваниях органов дыхания; при заболеваниях органов пищеварения; при заболеваниях почек и мочевыводящих; при травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата у взрослых и детей; после операций на органах брюшной полости у взрослых и детей; реабилитации при неврологических заболеваниях у взрослых и детей на стационарном и амбулаторном этапах лечения и реабилитации |
Лечебная физкультура (кинезиотерапия) |
Дисциплина формирует знания анатомо-физиологических особенностей мышечной деятельности человека, возрастной физиологии; механизма действия физических упражнений на организм здорового и больного человека; методических основ ЛФК. Формирует знания и навыки проведения общих и функциональных методов исследования пациентов с целью диагностики патологических состояний, дозирования физической нагрузки, использования различных средств и форм ЛФК, режимов двигательной активности больных в лечебно-профилактических учреждениях при проведении реабилитации пациентов на стационарном и амбулаторном этапах лечения и реабилитации |
Лечебный массаж |
Дисциплина формирует знания анатомо-физиологических особенностей мышечной деятельности человека, возрастной физиологии; механизма действия лечебного массажа (ЛМ) на организм здорового и больного человека; методических основ ЛМ. Формирует навыки обоснованного применения и дифференцированного назначения и проведения лечебного массажа в комплексном лечении, реабилитации больных и профилактике заболеваний |
Курортология |
Дисциплина формирует знания основ курортного дела, понятия о курортных факторах, их классификации, возможности использования в лечебных и оздоровительных целях, используемого оборудования и методик воздействия в комплексных программах лечения и реабилитации пациентов. Формирует навыки обоснованного применения и дифференцированномго назначения природных лечебных физических факторов с учетом показаний и противопоказаний к их назначению в комплексном лечении, реабилитации больных и профилактике заболеваний |
Эрготерапия |
Дисциплина формирует знания основ эрготерапи; истории развития эрготерапии; этических аспектов эрготерапии; теоретических основ и моделей эрготерапии, об эрготерапевтическом процессе. Дисциплина формирует навыки проведения основных современных видов вмешательств в эрготерапии; адаптации окружающей среды в соответствии с потребностями пациента и инвалида; основами эргономики. Особенности эрготерапии для отдельных групп пациентов: для детей, взрослых, пожилых, в психиатрии |
Основы медицинской реабилитации |
Дисциплина формирует знания общих основ медицинской реабилитации. Особенности обследования в реабилитации. Шкалы и тесты. Функциональные нагрузочные пробы. Формирует навыки обоснования и постановки реабилитационного диагноза с учетом МКФ с установлением ограничения жизнедеятельности, степени нарушения функций и структур организма человека, в соответствии с принятыми критериями и классификациями. Формулирование и обоснование реабилитационного потенциала с учетом МКФ и его корректировка по результатам медицинской реабилитации на различных этапах оказания помощи по медицинской реабилитации. Методы и средства медицинской реабилитации. Основы физической реабилитации пациентов. Медицинская реабилитация в пульмонологии, гастроэнтерологии, эндокринологии, онкологии. Медицинская реабилитация в кардиологии, кардиохирургии. Медицинская реабилитация в хирургии, травматологии и ортопедии, неврологии и нейрохирургии |
Стационарная реабилитация, в том числе детская |
Дисциплина формирует знания и навыки в реабилитации в стационарных условиях при заболеваниях сердечно-сосудистой; при заболеваниях органов дыхания; при заболеваниях органов пищеварения; при заболеваниях почек и мочевыводящих; при травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата у взрослых и детей; после операций на органах брюшной полости у взрослых и детей; реабилитации при неврологических заболеваниях у взрослых и детей |
Амбулаторная реабилитация, в том числе детская |
Дисциплина формирует знания и навыки в реабилитации в амбулаторных условиях при заболеваниях сердечно-сосудистой; при заболеваниях органов дыхания; при заболеваниях органов пищеварения; при заболеваниях почек и мочевыводящих; при травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата у взрослых и детей; после операций на органах брюшной полости у взрослых и детей; реабилитации при неврологических заболеваниях у взрослых и детей |
Детские болезни |
Дисциплина формирует знания и навыки диагностики патологии раннего возраста: диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика. Болезни детей младшего и старшего возраста: диагностика, дифференциальная диагностика лечение, профилактика. Клинико-диагностическое значение исследования общего клинического анализа крови, гемостаза, кислотно-щелочного равновесия, газов крови, электролитного баланса, метаболитов белкового, углеводного и липидного обмена. Интерпретация данных лабораторных исследований. Основы организации рационального и индивидуально сбалансированного питания детей при заболеваниях внутренних органов, синдроме мальабсорбции различного генеза. Лечебное питание при болезнях обмена веществ. Коррекция нарушенного обмена веществ при патологических состояниях. Анализ эффективности лечебного питания. Интегрированное ведение детских болезней раннего возраста (рекомендации ВОЗ) |
Поздняя и поддерживающая реабилитация |
Дисциплина формирует знания и навыки диагностики, дифференциального диагноза, восстановительного лечения и медицинской реабилитация в позднем периоде течения заболевания в зависимости от нозологии, степени тяжести состояния пациента, нарушений БСФ в соответствии с международными критериями; определения перечня и объема услуг в соответствии с клиническими протоколами основного заболевания. Реализация индивидуальной программы реабилитации инвалида. Медицинская, социальная и профессиональная части индивидуальной программы реабилитации инвалида: мероприятия по медицинской реабилитации, мероприятия по социальной реабилитации, мероприятия по профессиональной реабилитации |
Функциональная диагностика |
Дисциплина формирует навык и знания систематической интерпретации ЭКГ, холтеровского мониторирования, анализа вариабельности сердечного ритма, эхокардиографии, стресс-эхокардиографии, СМАД, нагрузочного тестирования в клиническом контексте, ЭНМГ; особенности методов визуализации для обнаружения и определения локализации патологических изменений у взрослых и детей; оценки функции внешнего дыхания и газообмена по данным спирометрии, пикфлуометрии, оксигемометрии у взрослых и детей различного возраста |
Нейореабилитация |
Дисциплина формирует знание механизмов нейропластичности, теоретических основ восстановления нарушенных функций; навыков диагностики неврологического дефицита, лечения и реабилитации больных с мозговым инсультом, хроническими сосудистыми заболеваниями головного мозга, ЧМТ, рассеянным склерозом, ЦП, патологиями периферической нервной системы, при нейрохирургической патологии; составления плана реабилитации мониторирования реабилитационного процесса с использованием современных шкал, маршрутизации пациентов в процессе проведения реабилитации |
Медицинская реабилитация в травматологии и ортопедии |
Дисциплина формирует знания и навыки диагностики, дифференциального диагноза, лечения и реабилитации при заболеваниях и травмах опорно-двигательной системы. Показания, противопоказания и отбор больных для проведения реабилитационных мероприятий; послеоперационного ведения и реабилитации пациентов; составления плана реабилитации, мониторирования реабилитационного процесса, маршрутизации пациентов в процессе проведения реабилитации |
Кардиореабилитация |
Дисциплина формирует знания и навыки диагностики, дифференциального диагноза, лечения и реабилитации сердечно-сосудистых заболеваний и их факторов риска у пациентов; определения показаний, противопоказаний и отбора больных для проведения медицинской реабилитации; послеоперационного ведения и реабилитации пациентов; составления плана реабилитации, мониторирования реабилитационного процесса, маршрутизации пациентов в процессе проведения реабилитации |